Традиции Адвента. Рождественская ёлка

Оригинал взят у m_greta_oto в Традиции Адвента. Рождественская ёлка


О чём мы непременно вспоминаем, когда речь заходит о Рождестве или Новом годе?
Ответы могут быть разные, так как мы все тоже разные.
Но на мой вопрoс надо ответить : "Ёлка!"
И я скажу, что Вы угадали.
А кто не любит наряжать ёлку?
Если найдётся хоть один такой нелюбитель, то я ему ни за что не поверю.
Он просто теоретизирует. А вот если перейти к практике...
Ой, что только не придумаeт
этот самый "закоренелый нелюбитель"!
И правильно! Ну, весело же наряжать ёлку!


Ну, это любитель подезайнерить и постилистничать создавал:
*


*


*

*
А этy - любитель пирамид:
*


*
Эти -
любитель пирамид абстракций:
*

*
*

*
Тут кому-то надоело медитировать на чёрную точку на белой стене.
И то верно: в медитации тоже необходимо разнообразие.
*


*
Когда-нибудь видели плавающую ёлку? Теперь увидели.
*


*

Это из "1000 и 1 ночи". А почему нет?
*


*

Готовитесь к свaдьбе? Нет, только мечтаете?
Тогда оставте Санте Клаусу такой основательный намёк:
*


*
Угадайте, из какого леса привезли эту красавицу.
Нет, подсказки не будет.
*

*
*
Вы сочувствуете
Greenpeace? Тогда это для Вас.
*


*
Мне очень нравиться эти две идеи. А Вам?
*


*
А это их урбанистические сёстры:
*


*


*

*
Ёлка для гномов
*

*
*
и
для альпинистов
*




*
Эту соорудили Чип, Дейл, Гаечка и Вжик для Роkфора.
Друзья всегда спешат на помощь.
*



*
Гурманы и сладкоежки - для Вас:
*


*
*
*



*
Для любителей насчёт клубнички
*


*
Ну, и по интересам:
*


*

*


*
Ёлка моей детской мечты: я была ещё той пуговичницей.
*


*
А себе я такую сконструирую:
*


*
Правда, подходит этот вариант больше
*


,
но не подушками одними жив человек. Так удобнее во всех отношениях:
*


*
И уютнее. Хотя мне больше такой вариант нравится:
*


*
Живую ёлку всё же жалко.



*

*
*


*
*
Кто придумал наряжать ёлку первый, я не знаю.
До сих пор продолжаются споры, где и когда была впервые документально зафиксирована установка рождественской ёлки. Есть краткие упоминания о похожей церемонии в канун 1510 года в Риге: празднество всё ещё объединяло в себе христианские и языческие элементы, после празднества дерево было сожжено. Но читала, что всё пошло от друидов и омелы на дубе. Существует притча о монахе святом Бонифации, который пришёл со словом Божиим к друидам. Убеждая их в том, что дуб вовсе не священное дерево, он срубил преогромный священный дуб Одина. Падающий дуб подмял под себя все деревья, кроме тоненькой молодой пихты. Mистически настроенный, но находчивый Бонифаций провозгласил это чудом Божиим и нарёк пихтy деревом Христа.

Но если серьёзно, то формирование современного рождественского ритуала началось в немецкой традиции уже в конце Средневековья и начале Нового времени в результате переосмысления древних ритуалов Йоля
в новой христианской трактовке. Среди германских народов существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель  yкрашали свечами и цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сладости. После крещения германских народов все эти обычаи и обряды начали постепенно приобретать христианский смысл. Теперь такая ёлочка называлась рождественским деревом (Weihnachtsbaum) или в более старом варианте "деревом Клауса" (Klausbaum).  Первое упоминание о рождественских ёлках в Германии относятся к VIII веку.

В протестантских странах популярность рождественской ёлки объясняется легендой о том, что сам Мартин Лютер первым зажёг свечи на вечнозелёном дереве. Такая мысль его посетила после того, как он увидел, как сосны и ели как будто касаются горящих на небе звёзд или звёзды решили отдохнуть на пушистых ветвях колышущихся на ветру деревьев. Увидев в этом провидение Божие, Мартин Лютер принес ель домой и зажег на ней свечи, чтобы родные разделили с ним его чувства. Лютер не указал точного года этого события, но оно относится к началу XVI века.

В XVII веке ёлка уже была непременным символом Рождества в Скандинавии и Германии. E
лки украшались фигурками людей и животных, цветами из ткани и бумаги, яблоками, сладостями, позолоченными вещицами. Tакая традиция связана c райским  деревoм в садах Эдема: всeго в изобилии, но хочется неведомого.

В протестантских странах популярность рождественской
ёлки объясняется легендой о том, что сам Мартин Лютер первым зажёг свечи на вечнозелёном дереве. Такая мысль его посетила после того, как он увидел, как сосны и ели как будто касаются горящих на небе звёзд или звёзды решили отдохнуть на пушистых ветвях колышущихся на ветру деревьев. Увидев в этом провидение Божие, Мартин Лютер принес ель домой и зажег на ней свечи, чтобы родные разделили с ним его чувства. Лютер не указал точного года этого события, но оно относится к началу XVI века.

B том же XVII веке немецкие иммигранты ввезли традицию украшения рождественской ёлки в Америку. В Англии рождественская ель стала популярной благодаря принцу Альберту, мужу королевы Виктории.  B1906 году в Финляндии на улицах появились первые рождественские ёлки с электрическими гирляндами.

В дома России ёлка
и встречa нового года 1 января пришла стараниями Петра I. Hоволетие отмечалось в России и в допетровскую эпоху. Праздновался этот день 1 сентября. Единственным содержанием этого праздника был торжественный новогодний молебен, во всех церквях, но наиболее пышный проходил в Москве, в присутствии царской семьи. По царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, и по вводимому в России юлианскому календарю день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. .В 1699 году таким образом, новый год отмечался дважды: 1 сентября и затем 1 января. Москва праздновала новый год по царскому указу неделю. Город украсили можжевеловыми, еловыми и сосновыми ветвями. В Кремле перед Успенским собором, где проходил торжественный новогодний молебен, под барабанный бой выстроились войска с распущенными знамёнами. На Красной площади устроили "огненную потеху", раздавали народу "царское угощение" и по ночам жгли костры. Позже 1700 года считать день 1 января за какой-то особый в России принято не было, его сопровождал лишь традиционный молебен "на новолетие".

Ёлка как "рождественское дерево" появляется в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В сочельник ставилась в углу гостиной маленькая настольная ёлочка, и в определённый час отец семейства снимал с неё покрывало". До начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не существовал, дворцовые ёлки были исключением. Ни А.С. Пушкин, ни М.Ю. Лермонтов никогда в жизни ёлки не видели: в окружавшем их дворянском кругу поддерживались только русские святочные традиции -  святочные маскарады и балы. Дальнейшее увлечение "немецким нововведением" подкреплялось модой на произведения немецких писателей. В начале 1850-х годов их уже стали продавать, у Гостиного двора, приезжавшие специально с ними в город крестьяне. Впоследствии этот сезонный промысел принадлежал финским крестьянам и давал им немалый приработок, потому что ёлки стоили дорого. Петербуржцы быстро отошли от образца маленьких немецких ёлочек и начали соревноваться, у кого ёлка гуще и богаче. Самые богатые ёлки убирались настоящими драгоценностями и ценными тканями. Первая публичная ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. Oгромная ель "одной стороной... прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги". С начала XIX века самыми известными в Петербурге специалистами в кондитерском деле стали ретороманцы, выходцы из Швейцарии. Именно им принадлежит идея продавать ёлки, заранее украшенные фонариками, игрушками, а также пряниками, пирожными, конфетами и прочими сладостями собственного производства. Ёлку украшали фруктами и кондитерскими «сахарными игрушками». Сладости, мёд, засахаренные фрукты символизировали «сладость духовных даров» и входили в общеевропейскую традицию празднования Рождества, согласно которой волхвы поднесли Младенцу в день рождения «плоды земные», означающие изобилие, плодородие, процветание. В России в это время ёлку украшали яблоками, мандаринами, сухими фруктами (абрикосами, инжиром, черносливом), медовыми пряниками. На ёлке зажигались свечки, укреплённые в специальных «тюльпанчиках». Традиция рождественского дерева соблюдалась также в том, что ёлка увенчивалась Вифлеемской звездой (засиявшей в небе предвестницей Рождества) и украшалась разными блёстками. Блеск огней и свечей на ёлке, её блестящее украшение символизировали сияние "благодатного света", пронизывающего мир после Рождества. Ёлка легко вошла в российский быт, именно потому, что она позволяла всей символике службы и обряда соединиться в едином зрительном образе и действии, в котором была занята вся семья.

Со второй половины девятнадцатого века на ёлках начали развешивать картонные игрушки: гирлянды, транспаранты, китайские фонарики. В конце XIX - начале XX века появились в продаже особые ёлочные украшения, в том числе стеклянные шары, сначала немецкого, затем российского производства. В 1900 году в Петербурге, в магазине Гебгардта (на Невском, 88), и у Петто (на Караванной, 16) продавали ёлочные украшения: «бусы, снег и амуров из невоспламеняющейся ваты, обезьян, флаги, сусальное золото, стеклянные шары, бонбоньерки, диамант-пудру, бенгальские огни, зажигательные нитки, комнатные фейерверки». Кондитерская Абрамова (на Литейном, 24) готовила к Рождеству «хлопушки, дожди золотые, пряничные, миндальные и мятные фигуры, восковые свечи, бусы из конфет, пастилу, драже и мармелад». Игрушки изготавливались рабочими артелями, делавшими их из проволоки и бумаги, из ваты и варёного крахмала, на них иногда клеили литографированные картинки. Продавались «дрезденские», клееные из картона фигурки. На ёлках раскладывали имитирующие снег кусочки ваты, усеянной блёстками, растягивали нити серебряного и золотого дождя, были очень популярны хлопушки и бенгальские огни. В комнате, где ставили ёлку, было принято ставить много цветов в вазах, украшали цветами и саму ёлку.

В 1892 году П.И. Чайковский написал музыку к балету на сюжет сказки о «Щелкунчике». В декабре 1892 года балет был впервые поставлен в Мариинском театре в Петербурге; с тех пор петербургская традиция постановки «Щелкунчика» на Рождество стала широко известной в европейских странах, а музыка к балету сопровождает праздничные ёлки во многих странах.


Текст частично взят из Википедии. Спасибо!


*
Ёлка для птиц на Рождество – это давняя скандинавская традиция. Праздник Рождества всеобъемлющий и всеохватывающий и должен принести радость не только людям, но и
животным. В Святвечер и в Рождество принято выносить для птиц корм, хлебные крошки, семечки, тогда наступивший год будет полной чашей радости, успеха и удачи. Хорошая и добрая традиция, особенно ее любят дети.
*